Обряд подношения “Золотого напитка” Сержем

Это подношение жидкой субстанции и обращение к высшим силам, божествам или духам хранителям с просьбой о помощи. Есть много различных текстов ритуала. Один из самых известных составлен в 9 веке великим йогином Нубчен Санже Еше, именуемый "Дебжед сержем". Это подношение могущественным созданиям 8 магических классов. Наш мир населен всевозможными существами, оказывающими то, или иное влияние на наше существование. Чаще такие существа приносят много проблем, создавая препятствия в делах, в здоровье, во взаимоотношениях и тд.

Чтобы устранить их негативное воздействие, мы обращаемся к высшим силам, которые могут контролировать активность вредоносных существ. Называя по именам божеств, мы подносим им нектар из преобразованной основы подношения. Также, вслух просим об исполнении своих или чужих целей. Результативность ритуала зависит от силы подносящего, от его связи с Гуру, идамом и защитником.

В некоторых источниках советуют подносить не только жидкую основу, но и все превосходное из пищи и вещей, в виде собрания пяти злаков, молока, сметаны и масла, а также меда, патоки и сахара. Добавляют, при возможности, частички драгоценных металлов и камней, и шелковых лент пяти видов. Самый простой вариант подношения, использование в качестве основы сержема молока, черного чая или алкоголя.

При устойчивой визуализации и чистоте многократно выполненного ритуала, просящий обретает желаемое. Разновидности Сержема обусловлены традицией и линией передачи духовной приемственности. В каждом сержеме есть определенная последовательность подношения. Первую часть всегда подносят Гуру и Идамам, и после уже, совершают подношение дакиням и защитникам Дхармы. К примеру, в традиции Гелуг, основными защитниками являются Шестирукий Махакала (Гомбо), Каларупа (Чойжал), Вайшравана (Намсарай), Шри Деви (Балдан Лхамо), поэтому идет обращение к ним и их свите, с просьбой принять "Золотой напиток", устранить неблагоприятные факторы и помочь во всех начинаниях.

Каждый из защитников обладает своими уникальными особенностями и качествами, помогая на духовном и мирском пути преодолевать конкретные препятствия. Далее, можно совершить обращение и к другим защитным божествам, таким как, Чатурмукх (Шалши), Бегдзе (Жамсаран), Ситипати (Дурдаг) и тд. Все перечисленные защитники Дхармы относятся к классу надмирских, вышедших из колеса сансары. Поэтому взаимодействие с ними помогает избавляться от причин страданий и создает благоприятные условия для обретения причин благополучия. Помимо них, есть класс мирских защитников, Цангба, Табаан Хаан, Дамжан Дорлег, Циумар и тд. Эти божества не освобождены от сансары, но связанны клятвой помогать живым существам на пути Дхармы. Обращение к ним дает быстрый результат, но при неправильном подходе, имеет побочные эффекты.

Текст сержема обычно завершает подношение остальным классам мирских божеств, предкам и духам, обитающим в пространстве, на земле и между ними. Этот ритуал может освоить любой желающий, чтобы помогать себе и другим в обычной жизни. Все что требуется для этого, наличие устной передачи, объяснений и ежедневное чтение мантр, увеличивающих силу.

Самым лучшим вариантом является получение посвящения в идама высшей тантры и выполнение его садханы. На основе связи с божеством, возникает способность преобразовывать грубую материальную основу подношения в чистые совокупности пяти видов мяса и пяти нектаров, которые являются отражением мужских и женских Будд пяти семейств. А также, появляется возможность говорить от лица гуру идама, воплощаясь в его облике.

Если человек не имеет посвящения, тогда он должен целиком полагаться на высшую форму гуру, например Ламу Цонкапу или Гуру Ринпоче. Обращаясь к ним по имени, мантрой "Мигзема" или "Банзр Гуру" просить даровать благословение, чтобы помогать себе и другим. Ежедневное начитывание этих мантр наделяет защитой и силой донести наши подношения и просьбы до божеств и духов. Находясь в обычном облике мы можем преобразовывать субстанции подношения словами РАМ ЯМ КАМ ОМ А ХУНГ (3-7 раз). После этого можно использовать любой текст сержема, будь то подношение высшим надмирским и мирским защитникам дхармы, или же обычное подношение низшим сословиям божеств и духов восьми классов.