Выставка священных реликвий «Дождь Благословения»
В рамках мероприятий проводимых с 5 по 12 августа 2018 в Хошеутовском Хуруле состоится выставка реликвий.
Выставка одобрена Шаджин — ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Дарджелинг
Реликвии, полученные в Дарджелинге в монастыре Друк Тхуптен Сангаг Чолинг (Druk Thupten Sangag Choling Monastery, Darjeeling, India)
1. Желтый шелковый мешочек с печатью содержит в себе 89 священных субстанций, ушедших учителей прошлого, достигших высочайших реализаций в практике Дхармы.
2. Семя дерева Бодхи, под которым принц Сиддхартха в местности Бодхгая достиг состояния Просветления.
3. Цаца Манджушри, которое в 1959 году попало в Индию с тибетскими монахами беженцами, преодолев все трудности пешего перехода из Тибета в Индию.
4. В свернутой бумаге, перевязанной красной лентой, находится пилюля, включающая в себя мощи Kharchen Rinpoche 1964
5. Ступа — цаца серебристого цвета с красным окрашенным дном. Цаца содержит в себе прах I Kyabje Thuksey Rinpoche (1916 — 1983). Кхьябдже Тхуксей Ринпоче (также известен как Туксэ Ринпоче) или Друкпа Тхуксей Ринпоче (Drukpa Thuksey Rinpoche).

Лама Сопа Ринпоче
Лама Дже Цонкапа — глиняное цаца. Это старинное изображение было частично повреждено. Когда этот священный предмет в 2015 году попал в руки Ламы Сопа Ринпоче, то он, прочитав молитву и благословив этот священный образ, обратился с предложением реставрировать этот оттиск, чтобы как можно больше живых существ встретилось с этим изображением. Что впоследствии было сделано тибетским художником.
Лама Цонкапа (1357-1419 гг. н.э.) родился в области Цонка в провинции Амдо на востоке Тибета. С малых лет он посвятил себя духовным практикам, преобразующим тело и ум. О его подвигах ходят легенды; так, рассказывают, что однажды он совершил 3500000 полных простираний и на полу храма остался отпечаток его тела.
Лама Цонкапа – основатель школы гелуг и автор многих классических текстов, в частности, знаменитого «Ламрим ченмо» («Великого трактата об этапах пути к просветлению»).
Однажды ранним утром 62-летний Цонкапа сидел в позе лотоса в медитации. Внезапно он перестал дышать. Присутствующие монахи видели, что его тело излучает свет – значит, в бардо (промежуточное состояние между жизнью и смертью) он вошел, уже, будучи просветленным.
Он учил:
«Если б ты знал, как сложно обрести человеческое рождение,
Жить, как все, было бы невыносимо.
Если б ты видел, какое благо оно в себе заключает,
То пожалел бы, что твоя жизнь проходит без толка.
Если б ты думал о смерти,
То готовился бы к будущим жизням.
Если б ты думал о причине и следствии,
То не поступал бы так опрометчиво».
Четки, подаренные Ламой Сопой Ринпоче в Элисте в 2017 году.
«Это священные пилюли, которым не одна сотня лет, они содержат в себе частицы тела Гуру Ринпоче Падмасамбхавы, это очень священная, древняя реликвия» — так эти пилюли описал Лама Сопа Ринпоче, когда любезно преподнес их в дар для проекта Shakyamuni.ru в свой первый визит в Калмыкию в 2017 году.

Сикким
Эти реликвии изначально находились в Сиккиме в местности Рабангла у Гьялтсап Ринпоче (Gyaltsap Rinpoche), который передал их монаху Кхенпо Вангьял Дордже (Khenpo Wangyal Dorjee) в один из основных монастырей Сиккима Sangchen Pemayangtse, основанном в 1647 году. Коллекция из драгоценных реликвий содержит в себе частицы мощей Будды Шакьямуни и Гуру Ринпоче Падмасамбхавы. Название этих реликвий следующее «Коллекция из четырех реликвий и благословленных пилюль старой традиции, которые действуют как дождь благословения».
Реликвии любезно предоставил монах Кхенпо Вангьял Дордже (Khenpo Wangyal Dorjee) из монастыря Sangchen Pemayangtse, находящегося в Сиккиме. Реликвии великих Наставников и Бодхисаттв традиции Нигма, живших в наше время:
Чатрал Санге Дордже Ринпоче (Chatral Sangye Rinpoche) 1913-2015.
Дуджом Ринпоче (Dudjom Rinpoche) 1904-1987 являлся главой линии Ньингма вплоть до своей смерти в 1987 году. Он был уникальной личностью, ибо получил все учения традиции Ньингма. Он родился в привилегированной семье на юго-востоке Тибета в Пемако 10 июня 1904 года и вскоре был признан новым перерождением тертона 19-го века Диджома Липгпы.
Янгтханг Ринпоче (Yangthang Rinpoche) 1930-2016.

Индия
Цаца – это глиняные отпечатки, сделанные посредством металлической пресс-формы, которая имеет полое, обратное изображение Будды-аспекта или священного символа. Отпечатанные изображения высушиваются на солнце и в некоторых случаях обжигаются до затвердения.
Представленные терракотовые цаца периода Наланда V—XII века были найдены в Индии в штате Бихар в одной из древних разрушенных ступ в конце семидесятых годов. Находки из штата Бихар попали в город Варанаси в частную коллекцию, где и хранились несколько десятилетий. В течение длительного времени велись переговоры с владельцем священных предметов, чтобы их приобрести. Подобные терракотовые цаца можно увидеть в Индийских музеях в Наланде, а также в городах Патна и Калькутта. В музейных каталогах подобные цаца датируются X-XII в.в. Практика изготовления цаца среди монашества и буддийских паломников была известна в священном городе Бодхгая в штате Бихар, где царевич Сиддхартха обрел состояние Будды.
1. Терракотовая ступа с тремя мелкими отверстиями. В эти отверстия делали закладку освященных субстанций, часто использовалось зерно. В саму глину добавляли пепел ушедших из жизни известных учителей, лепестки цветов.
2. Терракотовая цаца с изображенной ступой — символом просветленного ума Будды выполнена в форме листка священного для буддистов дерева Бодхи. Текст вокруг ступы, предположительно, выполнен на языке Пали.
3. Круглая двухсторонняя терракотовая цаца с изображением Будды Шакьямуни, восседающего в позе принятия земли в свидетели. На оборотной стороне изображены три ступы. Текст, предположительно, выполнен на языке Пали.
4. Терракотовая печать с изображением колеса. Находка была сделана в Бодхгае, хранилась в мусульманской семье.

Непал
Перечисленные ниже реликвии были подарены монахом традиции Нигма в монастыре рядом с пещерой Янглешо в Парпинге.
1. В шафране, мелких размеров три белые частицы Будды Кашьяпы. Так же здесь присутствуют две пилюли с частицами Будды Кашьяпы, подаренные в Ладаке в Лехе монахом древнего монастыря XI века Ликир-гомпа.
2. Большие красные пилюли включают в себя волосы Гуру Ринпоче Падмасамбхавы.
Также здесь присутствует субстанция Йеше Цогьял – тибетской принцессы, жившей в IX веке нашей эры и ставшей просветленной йогиней. Йеше Цогьял была спутницей великого святого Падмасамбхавы, который принес буддизм в Тибет. «Йеше» значит «изначальная мудрость», «Цогьял» — «царица безграничного ума». Сила ее заключалась в том, что в любой жизненной ситуации она видела возможность для новых духовных достижений.
Кроме того, присутствует субстанция Мандаравы, реликвия Будды Вайрочаны, Его Святейшество Кармапы XVI (H.H. Gyalwang Karmapa) 1924–1981, Дуджом Ринпоче (Dudjom Rinpoche) 1904—1987, Дилго Кхьенце Ринпоче (Dilgo Khyentse Rinpoche) 1910—1991.
3. Цветные пилюли Ом-А-Хум, красные пилюли — Будда Амитабха, Серая пилюля — Будда Ваджрасаттва. Над этими пилюлями монахи начитывали семь дней буддийские молитвы и мантры.
4. Серые и зеленые пилюли содержат в себе священную землю с монастырей и святых мест Тибета, Индии, Бутана, Непала.
5. Пилюли золотого цвета. В составе золото, серебро, брильянт, субстанция Чоджел Ринпоче.

Индия, Е.С. Кармапа
Реликвии XVI Его Святейшества Кармапы Рангджунг Ригпе Дордже (1924–1981) были получены в Бодхгае в монастыре Тергар.
Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа посвятил в послушники и монахи более трех тысяч мужчин и женщин, а также признал сотни новых воплощений высоких лам разных традиций. По его инициативе был переиздан Кангьюр в версии Дэге – основополагающая энциклопедия буддийского Учения. В знак общебуддийского сотрудничества и взаимопомощи Рангджунг Ригпе Дордже передал 170 экземпляров этого огромного собрания учебным заведениям разных тибетских буддийских школ и даже последователям бона. Его Святейшество дважды объехал весь мир. Несколько его учеников – лам школы Карма Кагью – основали центры Дхармы на Западе, Его Святейшество Кармапа несколько раз посетил эти центры, давая поучения и посвящения.
Пилюли небольшого размера были получены в Бодхгае от монаха из монастыря Карма Шераб Чойлинг (Karma Sherab Choling Monastery), который находится в Непале. Эти пилюли содержат в себе субстанцию Его Святейшества Сакья Тризин Ринпоче.

Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче родился в Цзедонге недалеко от Шигацзе в провинции Цзан (Центральный Тибет), первого числа восьмого месяца петуха по тибетскому календарю (7 сентября 1945 года).
Сакья Тризин означает Держатель трона владения Сакья. Его Святейшество — 41 иерарх школы Сакья, одной из четырёх основных школ тибетского буддизма, в которой трон главы, в отличие от других школ, передаётся по наследству. Его Святейшество Сакья Тризин — прямой наследник линии древнего рода Кхон, тибетской аристократической семьи, которая, согласно преданию, ведёт своё происхождение от Божества Ясного Света.

Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IX — духовный глава монгольских буддистов.
Реликвии Его Святейшества Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IX были получены от его сына в 2009 году в Индии в Дхарамсале в доме, где проживал Богдо-геген Ринпоче много лет перед отъездом в Монголию.
1.Волосы Его Святейшества Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IX.
2.Красная нить от чёток, которые в свое время подарил Е.С. Далай-лама XIV Е.С. Богдо-гегену Ринпоче IX. На этих четках Е.С. Богдо-геген начитывал мантры в течении восемнадцати лет. Эту нить сын Богдо-гегена Ринпоче хранил как реликвию, рассказывая об истории взаимоотношений и дружбе двух великих Учителей.
Его Святейшество Далай-лама отмечал, что у него была «особенная связь с Джецун Дамбой», духовным главой монгольских буддистов, с которым он познакомился в Тибете, когда ему было около десяти лет, а Ринпоче ‒ около пятнадцати. С тех пор их связывала близкая дружба.
3. Карточка с добрыми пожеланиями, подписанная рукой Его Святейшества Халха Джецун Дамба Богдо-гегеном Ринпоче IX после учений в комплексе «Левково», г. Москва, 1 августа 2005 года.

Досточтимый Линг Ринпоче.
Досточтимый Линг Ринпоче (VII Kyabje Yongzing Ling Rinpoche) в 2010 году в своей резиденции в Дхарамсале в Индии даровал учение для калмыцкой группы паломников. После учений по просьбе участников проекта Shakyamuni.ru Досточтимый Линг Ринпоче подарил реликвии, связанные с его прошлыми воплощениями, и сказал: «У меня нет каких-то особенных реликвий, но кое-что я вам подарю».
1.Пять священных пилюль, которые содержат в себе всю линию прошлых перерождений Линг Ринпоче.
Говоря о своих предыдущих перерождениях, Линг Ринпоче подчеркнул, что их связывает «единый поток сознания». Первый Линг Ринпоче был распознан во времена VI Далай-ламы, он являлся сорок восьмым держателем трона Гандена (главой школы Гелуг). IV Линг Ринпоче был учителем XI Далай-ламы и семьдесят пятым держателем трона Гандена. VI предыдущий Линг Ринпоче был наставником Четырнадцатого Далай-ламы и также занимал высший пост в школе Гелуг, будучи девяносто седьмым по счету.
2.Фрагмент одежды предыдущего рождения VI Линг Ринпоче (1903-1983) старшего наставника Е.С. Далай-ламы XIV.
VI Линг Ринпоче говорил о своих учителях в автобиографии следующее: «Среди моих учителей в это время был Дже Пабонгка Дечен Ньингпо, манифестация славного Чакрасамвары (Пал Кхор Домпа). Моими учителями были и другие великие, такие как: Кьябгон Йонгзин Сикйонг Тратаг Дордже Чанг, Кьябдже Йонгзин Триджанг Дордже Чанг, Кьябдже Кхангсар Дордже Чанг, Чоне Лама Ринпоче Лосанг Гьялцен Палзангпо и др. Говоря в общем, я учился у тридцати ученых и практиков. Их доброта не может быть оплачена даже за счет удерживания их на моей голове бесчисленную продолжительность жизней».
Автобиография Кьябдже Линг Ринпоче. Tibet Journal, Vol. 8, с. 45-61.

Реликвия Архата — одного из учеников Будды.
Как повествуют буддийские тексты, вскоре после ухода Будды в Нирвану 500 архатов собрались, чтобы изложить все его учения. Для сохранения учений Будды в их первозданной форме участвовать в этом собрании могли только архаты. Ананда, один из учеников Будды, тогда еще не достиг Нирваны. Он не был архатом и не мог принимать участие в общем собрании.
Накануне собрания Ананда провел всю ночь в медитации. Он уже было отчаялся увидеть результаты своей многотрудной практики и приклонил голову к подушке, как достиг Нирваны.
Ананда был единственным человеком, который слышал все учения Будды. Он помнил их так хорошо, что все сутры, которые начинаются словами: «Так я слышал», были записаны именно с его слов. Ананда всю свою жизнь служил Будде, он был его личным помощником, и у него не было ни времени, ни возможности заниматься медитацией. Однако, когда он обратил свой ум к медитации, то достиг реализаций без усилий.
500 архатов известны в Восточной Азии под именем 500 учеников Будды. Их имена не сохранились, известны лишь имена самых близких учеников Будды, которые были реальными историческими персонажами. Число же «пятьсот» говорит, скорее, о большом числе, нежели отражает реальную цифру.
Реликвию одного из 500 архатов подарили проекту Shakyamuni.ru в Сарнатхе в храме Мулгандхакути Вихара (Mulgandhakuti Vihara) в 2009 году. Священная реликвия хранилась на центральном алтаре перед статуей Будды Шакьямуни много лет, всего реликвий было три. Уточнить имя Архата не удалось, монах из Шри-Ланки сообщил, реликвия настолько древняя, что имя архата потерялось во времени.

Досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда (1938-2012).
Драгоценный учитель – досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда внес большой вклад в благородное дело возрождения буддийских традиций в Калмыкии. В 1995 году по поручению Его Святейшества Далай-ламы геше Дугда прибыл в Калмыкию, где неустанно передавал знания монахам и мирянам, делился с ними своим бесценным опытом.
Геше Тензин Дугда часто повторял, что в прошлой жизни он был калмыком и поэтому оказался в Калмыкии, чтобы помочь возродить буддизм.
Даже его уход в 2012 году стал наставлением для его учеников, он показал, что можно продолжать практиковать и в момент смерти. Его тело оставалось нетленным в течение семи суток, после того как врачи констатировали смерть, что стало еще одним доказательством высокой духовной реализации великого наставника.
Представлены следующие реликвии:
Волосы и частицы тела, полученные от Досточтимого Геше Тензин Дугда в 2010 году в Калмыкии.
Статуэтка Будды, в которую Геше Тензин Дугда сделал закладку освященных субстанций, а после в течении длительного времени начитывал мантры над ней.
Личные очки Геше Дугда, которыми он пользовался длительное время.

Фотография подписана Достопочтимым ХII Пандито Хамбо Ламой Даши Доржо Итигэловым, когда он находился с визитом в Санкт-Петербурге в феврале 1913 года на первой буддийской службе в честь 300-летия династии Романовых в храме Гунзэчойнэй – первом дацане, который был построен в европейской части России, в городе Санкт-Петербурге.
19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь.
До 2009 года представленная фотография находилась в Санкт-Петербурге, позже она была приобретена для частной коллекции. Можно предположить, что карточка была подписана именно в период 1913 года, когда Хамбо Лама Итигэлов был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых.
Надпись на фото гласит: «Хананг ун Дацанг ун. Блама Марадтур Дегун Дзун Цабори Гинин Бандида Хамбо Итигелов» — название Дацана, должность и имя.
До 1917 года Даши Доржо Итигэлов был главой буддистов в России.

Таиланд
Большая белая Шарира была привезена из Индии в Таиланд. Эта реликвия долгие годы хранилась в Бангкоке в храме «Wat Mahathat». В последние годы ее хранителем был тайский коллекционер буддийских реликвий Athapon Kajompon. От него эта реликвия попала в коллекцию реликвий «Дождь благословения» в 2015 году.
Реликвии цвета золотого порошка «Phra Parama Sareerikathad». Такие реликвии встречаются в основном в Таиланде, Шри-Ланке, Китае, Мьянме. Считается, что эти реликвии возникли после пожелания Будды развеять его прах во все стороны света после его кремации. Подобные реликвии почитаются в Таиланде как мощи Будды. Об этих реликвиях упоминается в своде буддийских священных текстов Трипитаке. Эти реликвии могут проявляться по-разному: напоминать гальку, камень, стекло, бриллиант. Они могут быть разного цвета: кристально чистые или непрозрачные, белые как раковина, золотые, черные, розовые, красные. Встречаются реликвии цвета золотого порошка, жасминового бутона, отполированного лунного камня.
По форме они напоминают зерно риса, семя капусты, сломанную фасоль. Если реликвии опустить в воду, они притягиваются друг к другу. Они могут увеличиваться или уменьшаться в размере сами по себе. Также сами по себе могут изменить свой цвет.